ИГРА В БИЗНЕС БУДУЩЕГО
С первого дня весны в частной школе «Взмах» начали происходить фантастические события. Учительская превратилась в «Миграционную службу», театр-фойе – в «Регистрационную палату», библиотека – в «Инвестиционный комитет», кабинет английского – в «Юридическую службу и аудит». Коммерциализация стремительно охватила и другие аудитории. А как же иначе, если для того чтобы сделать свой бизнес, молодым предпринимателям отводилось всего три дня? С 1 по 3 марта в школе проходил VI Открытый Чемпионат России по деловым играм.
Что представляли собой правила игры? Ох, и не спрашивайте. Удалось схватить только внешнюю сторону. 47 команд из 11 городов (в том числе Киева) регистрировали фирмы и товар, платили налоги, меняли гражданство, вели переговоры, заключали договоры, ссорились, мирились и бегали, бегали, бегали… Вернее, передвигались в стиле спортивной ходьбы. Потому как по-настоящему бегать было нельзя.
Полиция (ребята из школы «Взмах») следила за порядком и штрафовала нарушителей: за перевернутый игровой номер – 50 рублей, за оказание сопротивления полиции – 200, за нанесение оскорбления действием – 300, за бег – 100. Рубли подразумевались, конечно, игровые, а значит, для участников они были более ценные, чем настоящие. Поэтому за несколько часов вахты полицейский Паша покарал только раз: «Я начислил одному штраф 100 рублей, – доложил сотрудник правоохранительных органов. – Он ругался на человека из своей команды. Как он выразился конкретно?.. Этого я не могу повторить».
– Тому, что мы можем безрезультатно втолковывать детям целый год, в игре они учатся мгновенно, – замечает завуч липецкой школы «Диалог» Елена Аскольдовна. – Учатся задавать вопросы, выяснять отношения внутри команды и между командами. Как вы думаете, что будут делать участники после окончания игрового дня?.. Соберутся – и до 2 ночи будут изучать правила, работать над стратегией на завтра, искать решения, чтобы обыграть другие команды. Потом все отрубятся намертво, в 8 встанут, девочки сделают себя красивыми (сами понимаете, они будут строить глазки все как одна). И пойдут играть.
Тем временем удается отыскать команду, которая никуда не спешит.
– Кончается уже второй период, – сетует Даша, – а мы деньги никуда не можем вложить. Все организации уже закрылись. Завтра, надеюсь, будем играть лучше. Капитан у нас неорганизованный. Наверное, будем его переизбирать.
– Деловые игры как раз хороши тем, что дети работают в коллективе, – комментирует внутрикомандные отношения завуч школы «Вундеркинд» из Орла Алена Уварова. – Здесь и борьба с амбициями, и необходимость услышать своего товарища, и вынашивание решений, от которых зависит судьба команды. И что особенно важно, здесь дети учатся брать на себя ответственность, а не сваливать ее на начальника, как это бывает у многих работников предприятий. Интересно, что здесь теоретическое знание экономики имеет мало значения. А главное, как в настоящем бизнесе, – предприимчивость.
В общем, казалось бы, напрашивался штамп «все на чемпионате было по взрослому». Однако это не совсем так. Во-первых, сражались участники с совсем не взрослым азартом. И во-вторых, при всей приближенности игры к настоящему бизнесу, организаторы все-таки внимательно следили, чтобы команды не прибегали к нечестным приемам. Школьники играли в честный бизнес. Если помечтать, – в такой, каким он будет в нашей стране в будущем.
– Перед началом чемпионата все команды подписывают хартию о равном оружии, – рассказывает менеджер по рекламе школы «Взмах» Анна Радионова.
– А какие возможны нарушения?
– Например, команды из одной школы могут сговориться, взять кредиты, ничего не произвести и все деньги отдать одной команде – для того чтобы она победила и прославила их школу. Мы рассматриваем это как экономическую нечестность.
Или возможна другую ситуация. Две команды решили сделать совместное предприятие. И та команда, на которую его оформили, как это бывает в реальности, «кидает» своего партнера. Для того чтобы подобные ситуации отслеживать, у нас на игре работает юридическая служба. В прошлых играх бывали случаи, когда мы аннулировали результаты. Хотя бывалые команды документируют все устные договоренности между собой.
– Что получит победитель?
– В прошлые годы победители получали и компьютер, и видеокамеру. В этом тоже будет какая-то крупная цифровая техника. Какая? Пока это секрет. Кроме того, будут отдельные призы от наших спонсоров.
– Что собой представляет команда?
– 5 человек. Один – капитан, двое помощников и двое исполнителей.
– Получается как у Салтыкова-Щедрина: один мужик на двух генералов…
– От исполнителей зависит тоже очень много. Главное, они должны быть внимательными.
– Старшеклассники школы «Взмах» летом проходят практику в реальных фирмах. После такого опыта они не воспринимают деловые игры как нечто несерьезное?
– Абсолютно нет. Ведь все педагоги и работники относятся к играм абсолютно серьезно. В них, кстати, нередко и взрослые наши партнеры принимают участие.
– Вас как организаторов не обвиняют, что вы помогаете командам своей школы?
– Мы прекрасно понимаем, что такие претензии могут возникнуть. Поэтому, когда готовим игру, мы всем нашим ребятам, которые занимаются организацией, объясняем, что это PR-мероприятие. И наша главная задача – чтобы все участники остались довольны.
Материал подготовил Василий ТАХИСТОВ
|